Навигатор дополнительного образования — вход в личный кабинет, официальный сайт

Что такое навигатор дополнительного образования

Навигатор дополнительного образования детей (ДОД) — это единый портал федерального значения. Его цель — помочь родителям выбрать направления развития детей: секции, кружки.

В системе предусмотрен фильтр, где можно задать интересующие параметры (например, возраст ребенка, способности, особенности здоровья и т.д.) и получить возможные варианты кружков и секций. Например, выбрать художественную школу или занятия танцами.

Причем есть возможность выбрать те кружки и секции, которые можно будет оплатить средствами сертификата. Чтобы найти такие кружки, нужно выбрать в каталоге поиска программ «с оплатой сертификатом».

Навигатор дополнительного образования уже функционирует в 39 регионах страны. Этот проект получает поддержку со стороны властей. В рамках государственного плана Навигатор должен быть разработан и представлен по каждому субъекту РФ.

Эта система уникальна и не имеет аналогов в международном масштабе. Ее отличительная особенность — добровольное решение детей и родителей, по какой программе дополнительно заниматься. В системе представлены варианты мест дополнительного образования в регионе и их подробное описание: адрес, цели, программы и т. д.

Разнообразие региональных решений

На сегодняшний день российские регионы имеют возможность самостоятельно определять то, каким будет их навигатор, на какой технической платформе его реализовать. Основные требования к данным ресурсам – это информационное сопровождение семей при выборе дополнительной образовательной услуги и наличие возможности обеспечить автоматизированную передачу статистических данных с регионального уровня на национальный (для федерального модуля) для информационного обеспечения управленческих задач.

Как следствие, к началу 2018/19 учебного года, различные версии навигаторов появились и начали функционировать в 47 субъектах Российской Федерации. (рисунок 1).

Рисунок 1. Различные технические решения региональных навигаторов по программам ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ).

Большая часть (30 сайтов) реализована по типовому решению, разработанному компанией «Inlearno»[1] в рамках федерального проекта. По результатам проекта был создан федеральный модуль и региональный компонент навигатора. Типовой региональный компонент в виде дистрибутива[2] бесплатно доступен для всех субъектов Российской Федерации.

В первой половине сентября 2018 года в 10 регионах России использовалась версия навигатора дополнительного образования, разработанная индивидуальным предпринимателем Славиным Семеном Сергеевичем – автоматизированная информационная система «Персонифицированное финансирование дополнительного образования» (ПФДО)[3]. Основной функцией ПФДО является информационное сопровождение внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования и учет детей, получающих сертификат для оплаты обучения в рамках выбранных дополнительных общеобразовательных программ. Навигатор в данном случае – вспомогательный компонент. К началу октября региональных навигаторов, построенных на базе портала ПФДО, было уже 12.

Еще в восьми субъектах Российской Федерации в начале учебного года функционировали оригинальные навигаторы, которые являются продуктом местных разработчиков. В двух из них (Москва и Московская область) навигатор напрямую связан с региональным Порталом государственных и муниципальных услуг, что гарантирует дополнительный сервис – запись ребенка в творческое объединение, но ограничивает выбор программами государственного сектора.

Кроме того, в пяти региональных городах продолжали функционировать навигаторы, созданные в 2017 году в рамках эксперимента на платформе «Атлас доступного образования для детей России». На данный момент на «Атласе доступного образования для детей России» не происходит обновление информации об организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, и о самих этих программах.

На основании этих данных, по формальным признакам, можно говорить об успешном выполнении графика реализации одной из ключевых задач приоритетного проекта. Однако для полноценной оценки ситуации необходимо понять, насколько все эти технические решения выполняют поставленные перед ними задачи. Насколько они удобны для пользователей? Способны ли обеспечить информационное сопровождение выбора родителей, детей в отношении, интересующих их дополнительных образовательных услуг. И, что немаловажно, в какой мере навигаторы способны стать управленческим механизмом, обеспечивающим модернизацию системы дополнительного образования и доступность образовательных услуг высокого качества.

Создать сайт, как отмечают эксперты, – это только первый шаг. Важно наполнить его нужными и полезными сведениями, обеспечить удобную внутреннюю навигацию, сделать сайт интересным и интерактивным. Опираясь на положения приоритетного проекта, можно сформулировать основные и возможные дополнительные функции навигатора.

Основные:

  • Информирование всех участников образовательных отношений о дополнительных общеобразовательных программах и условиях их реализации;
  • Обеспечение поиска и выбора программ (навигация), соответствующих интересам и потребностям пользователей;

Дополнительные:

  • Возможность удаленной записи на занятия по выбранной программе и оплаты этих занятий;
  • Возможность оценить и повлиять на качество реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Информирование и навигация по конкурсным мероприятиям, в которых могут принять обучающиеся по разным направлениям ДОД;
  • Возможность сформировать индивидуальное портфолио обучающегося и выстроить его индивидуальную образовательную траекторию по программам ДОД.

Рассмотрим подробнее степень реализации этих функций региональными навигаторами.

Информационная функция навигаторов

Информационная функция навигаторов обеспечивается не только за счет количества, но и за счет качества предоставляемой информации. В российской системе образования уже есть примеры огромных, но практически бесполезных баз данных, созданных в рамках проекта «Открытые данные». Не хотелось бы, чтобы навигаторы дополнительного образования стали такими же хранилищами не очень полезных и мало кому интересных сведений.

Для оценки информационного качества уже созданных навигаторов можно использовать следующие два критерия, сформированные на основе пользовательского запроса:

  • наличие информации обо всехреализуемых программах ДОД вне зависимости от того, кто и на какой основе их реализует;
  • наличие всех сведений, необходимых пользователям,о каждой представленной программе.

На данный момент на большинстве функционирующих навигаторов сохраняется определенный дефицит информации, который приводит к невозможности адекватной реализации этими сервисами информационной функции.

По статистике Росстата в России работает более 565 тысяч детских объединений. Во многих из них реализуется не одна, а несколько дополнительных общеобразовательных программ. На многих региональных навигаторах в сентябре 2018 года можно было найти не более 10-15 программ. В первой половине сентября на двух навигаторах, реализованных на платформе Inlearno, не было представлено ни одной программы, и только на 6-ти – больше 1 тысячи программ дополнительного образования детей (рисунок 2). К началу октября больше тысячи программ опубликовало уже 11 регионов, использующих данную платформу.

Больше всего программ представлено на навигаторах Удмуртской Республики (версия ПФДО) и Пермского края (версия Inlearno) – более 5000. Однако по статистике Росстата одних только действующих детских объединений в этих регионах в 2-2,5 раза больше.

При этом ограничения в наборе представленных на навигаторах программ порой носят системный характер. Абсолютное большинство опубликованных программ – это программы реализуемые государственными (муниципальными) образовательными организациями, учредителями которых являются органы управления образованием. Это приводит к существенному снижению информационных и навигационных функций данных сервисов.

Приведем реальный пример: ребенок занимался в одном из микрорайонов города в секции «Спортивный меч» в течение 2 лет. Он принимал участие в городских соревнованиях между разными клубами, действующими в этом городе. Переезд семьи в другой микрорайон города лишил его возможности заниматься любимым видом спорта. Семья начинает искать альтернативные варианты поближе к новому месту жительства, для чего обращается к возможностям навигатора. И тут выясняется, что, согласно навигатору, в этом городе не существует ни одной секции спортивного меча. Даже та, в которой занимался ребенок! Нет, секцию не закрыли. И все остальные клубы продолжают функционировать. Просто все они не подведомственны системе образования, поэтому не отражаются в навигаторе.

Далеко не все действующие на сегодняшний день навигаторы предоставляют пользователям информацию о программах ДОД, реализуемых образовательными организациями культуры и спорта. Еще меньше возможностей найти на региональных навигаторах сведения о творческих объединениях, работающих в частных (негосударственных) организациях. Только те регионы, где развитию негосударственного сектора ДОД уделяется особое внимание правительства (например, ХМАО), включают такие программы в свои навигаторы (рисунок 3).

Творческих объединений, действующих на базе библиотек, музеев и других не образовательных организаций вообще не удалось обнаружить. Но они существуют, причем не только в крупных городах, но и в средних, и даже малых. Порой подобные творческие объединения более востребованы, чем те, которые работают в государственных (муниципальных) образовательных организациях дополнительного образования.

Достаточно редко на навигаторах встречается информация о творческих объединениях и секциях, действующих в школах, детских садах, колледжах, вузах. Возможно, что детсадовские кружки являются закрытыми для «чужих» детей, но вряд ли такое справедливо для школ, колледжей и тем более вузов. На примере Москвы, Пермского края, Удмуртской Республики, ЯНАО и некоторых других, можно увидеть, что эта информация может быть размещена на навигаторах, и она востребована пользователями. В Москве данная практика существует уже несколько лет и позволяет записывать в школьные кружки даже тех детей, которые учатся в других школах.

На момент проведения мониторинга (первая половина сентября 2018 года) ни на одном из региональных навигаторов не было обнаружено информации о кружках, действующих на базе библиотек, музеев и других не образовательных организаций.

Представленность в навигаторах дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются учреждениями культуры, спорта, негосударственными и не образовательными организациями обеспечивает детям и родителям больше возможностей для выбора. Пользователи не интересуются ведомственной принадлежностью учреждения, формой собственности организации. Они желают получать дополнительную образовательную услугу высокого качества, соответствующую их ожиданиям.

Наличие «визитной карточки» программы на навигаторе не гарантирует полноты информации, необходимой для выбора. Необходимо рассмотреть, что конкретно о дополнительных общеобразовательных программах можно сегодня узнать на навигаторах и насколько эта информация может быть полезна для потенциальных потребителей образовательных услуг?

Ключевым информационным элементом практически всех навигаторов (кроме одного, где просто выложены списки программ в худших традициях российских open data) является визитная карточка дополнительной общеобразовательной программы. Визитная карточка – это организованный и систематизированный набор основной, по мнению разработчиков или заказчиков навигатора, информации о программах ДОД. Выглядят эти визитные карточки по-разному. Но в отношении наборов, представленной на них информации, они довольно похожи (рисунок 4).

Верхние шесть позиций на диаграмме (рисунок 4) выглядят оптимистично: не более четырех (из 47) сайтов навигаторов не указывают перечисленную в них информацию. Как правило, среди этих 2-8% в основном сайты собственной региональной разработки. Требования к контингенту обучающихся на визитных карточках программ чаще всего ограничиваются возрастными характеристиками.

Самыми информационно насыщенными на начало учебного года оказались навигаторы, созданные на платформе Inlearno. На визитных карточках размещенных здесь программ указаны 9 из 10 перечисленных позиций. Отсутствуют только сведения о количестве свободных мест, в том числе на бюджетной основе.

Информация о наличии свободных мест есть на навигаторах ПФДО, а также на навигаторах Москвы и Московской области. Два последних привязаны к Порталам государственных и муниципальных услуг, что позволяет им использовать дополнительные функции этих порталов.

Редко встречается информация об источниках финансирования программ (платная или бесплатная для обучающихся), еще реже – о стоимости и качестве обучения. Получить некоторую информацию об этом можно, например, на большинстве навигаторов Inlearno, а также на порталах Москвы и Подмосковья. Возможно, это объясняется тем, что заполнение навигаторов большинство субъектов Российской Федерации начали с государственного (муниципального) сектора дополнительного образования.

Информационный дефицит наблюдается и в части описания представленных дополнительных общеобразовательных программ. На 15 навигаторах описание содержания программ (чему будут обучаться дети или подростки; какие основные знания, навыки, компетенции они получат; как будет организован образовательный процесс и т.д.) отсутствует (рис. 5). Почти половина (24 навигатора) ограничиваются формальным описанием, которое содержит мало информации, представляющей интерес для родителей и детей.

Рисунок 5. Доля навигаторов, на которых представлены разные варианты описания программам ДОД (сентябрь 2018 года, мониторинг сайтов, Институт образования НИУ ВШЭ)

Примером предельно формализованного описания может служить программа «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», которое представлено на рисунке 6.

Качество описания программы не зависит от платформы, на которой построен навигатор. Функционал значительной части навигаторов позволяет описать дополнительную общеобразовательную программу достаточно подробно. Качество текста, его понятность и информативность для пользователей – это зона ответственности и результат работы авторов текстов (чаще всего – педагогов, реализующих программу) или установок, заданных региональными операторами (администраторами).

В редких случаях система жестко ограничивает авторов небольшим количеством слов, которые можно использовать при описании программы. Но и в этом случае есть возможность сформулировать важную для родителей и детей информацию в понятной форме (рисунок 7).

Информация, выходящая за рамки визитных карточек дополнительных общеобразовательных программ, на навигаторах пока встречается крайне редко. При этом существует информация, которая имеет для родителей высокую значимость. В первую очередь – это сведения о возможности получить компенсацию (например, от служб социальной защиты и т.п.) за обучение ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, участие в программах отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и др. Подобные сведения представлены, например, на Портале государственных и муниципальных услуг Москвы.

На навигаторах Рязанской области и Чеченской Республики, созданных на платформе Inlearno, представлено пользовательское решение этой задачи: в ключевом информационном блоке визитной карточки добавлена информация о возможности использования сертификата для оплаты данной программы ДОД, и здесь же – возможность задать уточняющий вопрос, если что-то непонятно.

Возможности получить дополнительную или уточняющую информацию через коммуникационные сервисы навигаторов – пока не имеет широкого распространения. Это может стать зоной ближайшего развития их информационной функции.

В каких регионах уже работает

Чтобы получить доступ к предоставляемым услугам, нужно зарегистрироваться на сайте навигатора региона своего проживания. Но система навигатора дополнительного образования пока функционирует не по всей России – ею могут воспользоваться родители и дети в 39 регионах. В настоящее время идет активное внедрение навигатора в неохваченных областях.

Чтобы узнать, можно ли воспользоваться навигатором, лучше всего посетить официальную карту портала: на ней темным цветом обозначены субъекты РФ, где новая система уже функционирует.

Как зарегистрироваться в навигаторе дополнительного образования

Чтобы зарегистрироваться на портале необходимо зайти на сайт Навигатора своего региона. После того, как вы окажетесь на сайте своего субъекта РФ, нажать на раздел «Регистрация» в правом верхнем углу.

Откроется анкета для заполнения. Необходимо прописать личные данные во всех полях:

  • муниципалитет;
  • Ф. И. О.;
  • номер мобильного телефона;
  • адрес электронной почты;
  • пароль.

После введения сведений требуется дать согласие на обработку персональных данных. Для этого ставите галочку в специальном окошке.

После этого нажимаем на кнопку «Зарегистрироваться». Система подтверждает, что регистрация прошла успешно и просит подтвердить адрес электронной почты, указанный в анкете.

Пошаговая инструкция: как зарегистрироваться на сайте

  • Для регистрации в навигаторе нужно зайти на сайт навигатора своего субъекта РФ. Нажать на кнопку «Регистрация», расположенную сверху:

  • Появятся поля, которые необходимо заполнить, после чего нажать внизу кнопку «Зарегистрироваться»:

  • После этого система пришлет подтверждение о регистрации на указанный электронный адрес, иначе ряд функций навигатора будет недоступен. Необходимо пройти в почту и подтвердить регистрацию. Обратите внимание, что иногда письма могут попадать в папку «Спам».
  • После подтверждения нужно занести в систему данные о ребенке. Для этого на главной странице сайта кликнуть на свое имя:

  • После этого пользователь попадает в личный кабинет, где в меню сверху нужно выбрать пункт «Дети»:

  • Далее нажать кнопку «Добавить ребенка»:

  • В появившихся полях указать все необходимые сведения о ребенке, после чего нажать кнопку «Сохранить»:

Если детей несколько, то таким образом регистрируется каждый ребенок поочередно.

После регистрации в системе у вас появится личный кабинет, зайти в навигатор дополнительного образования можно будет по логину и паролю. Личный кабинет состоит из разделов: профиль, дети, история заявок, история просмотра, отложено и пароль.

  • В разделе «Профиль» можно редактировать свои данные.
  • В разделе «Дети» можно добавлять и редактировать данные о детях (Ф.И.О, дату рождения). Данные будут автоматически подставляться в форму заявки на программу.
  • В разделе «История заявок» можно увидеть ранее поданные заявки.
  • В разделе «История просмотров» отражаются просмотренные ранее программы.
  • В разделе «Отложено» можно увидеть все отложенные вами программы.
  • В разделе «Пароль» можно менять пароль от учетной записи.

Чтобы добавить данные о детях нужно зайти в соответствующий раздел, нажать на зеленую кнопку с надписью «добавить ребенка».

Далее заполнить открывшуюся форму. Нужно будет указать Ф. И. О., дату рождения и пол ребенка и нажать «сохранить».

Занести в базу нужно всех детей с 5 до 17 лет включительно. После того, как данные ребенка будут занесены в базу, родитель может получить сертификат на дополнительное образование.

https://dopportal.ru/ – форма входа в кабинет.

Нажмите ссылку «Вход». Напишите логин, которым служит электронная почта. Ниже укажите заранее придуманный пароль. Повторно нажмите «Вход».
Обратите внимание – система будет регулярно отправлять на почту уведомления о рассмотрении заявок.

Возможности личного кабинета

Перед пользователем учетной записи открывается несколько вкладок:

  • Профиль – редактирование отправленных личных данных.
  • Дети – добавление информации о детях. Можно написать дату рождения, имя и другие сведения.
  • История заявок – просмотр ранее отправленных заявок.
  • История просмотров – сохранение просмотренных образовательных программ.
  • Отложено – составление списка образовательных программ, которые заинтересовали пользователя.
  • Пароль – изменение секретного ключа доступа для защиты личного кабинета.

Возможности личного позволяют родителям отправлять заявки на различные программы дополнительного образования, просматривать историю заявок, изменять личные данные. Разрешается публиковать отзывы о секциях и кружках.

Удаленная запись и оплата занятий

Сервисы записи ребенка на занятия по выбранной дополнительной общеобразовательной программе в полной мере представлены только на навигаторах, интегрированных с Порталами государственных и муниципальных услуг (Москва и Московская область).

На навигаторах Inlearno и ПФДО доступен сервис записи в формате бронирования, когда держателям программы отправляется электронная заявка от потенциального обучающегося или его родителя. Заявку, как правило, может заполнить только зарегистрированный пользователь. Для заполнения и отправки заявки на навигаторе предусмотрена электронная форма. В течение нескольких дней держатели программы рассматривают заявку и дают ответ заявителю.

Оплата обучения через навигаторы пока не доступна из-за технических сложностей подобного сервиса и дополнительных финансовых издержек для держателей Интернет-ресурса. Однако в перспективе эта возможность рассматривается разработчиками типовых платформ.

Для родителей и детей актуальной информацией являются сведения о различных конкурсных мероприятиях, в которых могут принимать участие ребята, обучающиеся по дополнительным общеобразовательным программам. Такие сведения полезны и педагогам, реализующим дополнительные общеобразовательные программы.

Реализация этой функции требует серьезного расширения контента навигаторов, поскольку речь идет о предоставлении довольно широкого набора данных, включающего в себя информацию о сроках и месте проведения мероприятий, условиях участия, контингенте, организаторах и т.д.

Навигаторы по мероприятиям начали появляться раньше навигаторов по программам ДОД. Примером такого навигатора может служить упомянутый ранее информационный сервис «Конкурсы, олимпиады, фестивали: отличиться сможет каждый!», оператором которого является ресурсный центр ГБПОУ «Воробьевы горы». Специфической особенностью этого ресурса является то, что представленные в нем мероприятия можно отфильтровать в зависимости от их наличия в перечне рекомендованных Департаментом образования города Москвы.

К началу 2018/19 учебного года информация по конкурсным мероприятиям для обучающихся предоставлялась только двумя регионами: Республика Саха (Якутия) и Московская область. Механизм включения мероприятий в региональный навигатор, возможности записи на эти мероприятия через навигатор и учета участия обучающихся в них – это предмет отдельных разработок и обсуждений. Важно, что такие прецеденты появились, и мотивированный родитель может сам выбрать конкурсные мероприятия для своего ребенка и предложить их педагогам. Данная возможность имеется в части дополнительных модулей платформы Inlearno, но пока регионы ею не воспользовались. Поэтому можно рассматривать этот сервис как следующий шаг развития навигаторов по региональным системам ДОД.

Портфолио обучающихся

Данный функционал подразумевает интеграцию персональной информации об обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, начиная с их индивидуальной образовательной траектории и заканчивая достижениями в разных сферах деятельности (портфолио). Пока что он полностью остается в категории перспектив.

Как получить сертификат на дополнительное образование

Сертификат – это бюджетные деньги, которые предназначены для оплаты внешкольного образования детей. Смысл его введения в том, что теперь финансироваться будут только те программы, которые востребованы у родителей и детей, а не те, что были запланированы в рамках госзаказа.

До таких нововведений принцип распределения средств был аналогичным плановой экономике – учреждение составляло перечень программ и план по набору детских групп. Деньги из бюджета перечислялись в полном соответствии с этим планом. Главный недостаток такой системы был в том, что план не всегда соответствовал спросу.

Теперь все будет иначе. Финансирование из бюджета будет выделяться на детей, которые по факту выбрали ту или иную программу. Родители по такой системе станут непосредственными участниками распределения бюджета.

Персональный сертификат — это документ, выступающий гарантией ребенку со стороны государства. Он подтверждает, что конкретный ребенок может посещать выбранный кружок или секцию за счет бюджетных средств.

Бумажного формата сертификата не предусмотрено. Фактически он представляет собой электронную запись в информационной базе. В системе будет отображаться состояние счета и история списания денежных средств. Все данные надежно защищены.

Сертификат присваивается детям от 5 до 18 лет. У него есть конкретный номинал. Это реальные деньги, выделяемые из бюджета. Потратить их можно только по целевому назначению — на оплату занятий ребенка в секции или кружке. Размер номинала сертификата определяется местными властями.

Для получения сертификата в Навигаторе авторизованному пользователю «Навигатор дополнительного образования» необходимо в личном кабинете, во вкладке «Дети» нажать «Получить сертификат».

Система выдаст адреса учреждений, куда нужно будет прийти с документами, чтобы подтвердить данные о ребёнке/детях, данные о сертификате, оформить заявление на зачисление средств и согласие на обработку персональных данных. Из документов с собой нужно будет иметь:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка (или паспорт для детей от 14 лет).

Зачем нужен сертификат на дополнительное образование детей

С помощью внедрения новой системы государство стремиться улучшить качество дополнительного образования для детей. На бюджетное финансирование смогут рассчитывать только программы, которые интересны населению. Остальным придется меняться или ликвидироваться.

Теперь родителям и детям будет удобно выбирать и записываться на секции. Все доступные варианты размещены на едином портале. Тут доступна следующая информация:

  • кружки и секции, работающие в районе;
  • расписание;
  • отзывы других родителей.

В результате внедрения больше детей сможет обучаться в секциях на платной основе. Если раньше семья не могла себе позволить ходить на какой-то кружок, то теперь с помощью сертификата можно оплатить обучение ребенка частично или в полном объеме. Это будет зависеть от суммы, на которую выдан сертификат, и стоимости кружка.

Оплачивать по сертификату можно не только государственные, но и частные секции. Главное условие — частная организация и индивидуальный предприниматель должны иметь лицензию, а также быть включенными в систему бюджетного финансирования. Такие секции в Навигаторе отмечаются ярлыком «Доступна оплата сертификатом».

Сумма сертификата. На что можно потратить деньги родителям?

Каждый полученный родителями сертификат имеет свой номинал, который зависит от региональных властей. Размер номинала соответствует сумме из бюджета, предназначенной для оплаты дополнительного образования ребенка. Эти деньги нельзя снять, перевести на карточку, потратить на оплату иных услуг. Сертификат целевой и средства на нем могут быть потрачены только на оплату внешкольных занятий через навигатор.

Сертификат будет оформляться и в течение 2020 года, и в течение 2021 года, поэтому регистрироваться на региональном сайте навигатора дополнительного образования можно в любое удобное время. Хотя логичнее сделать это до 1 сентября, чтобы в новом учебном году родители и ребенок могли сразу выбрать понравившиеся кружки и оплатить их.

Как получить

Регистрация на региональном сайте навигатора и получение сертификата происходит единожды. После регистрации и добавления ребенка в базу система присваивает ему индивидуальный номер, который остается с ребенком до 18 лет.

Получить сертификат очень просто. Нужно зайти в личный кабинет, в верхнем меню выбрать раздел «Дети», а затем нажать кнопку «Получить сертификат»:

Источники

  • https://navigator-dopolnitelnogo-obrazovaniya.ru/
  • https://prodod.moscow/archives/11421
  • https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/navigator-dopobrazovaniya.html
  • https://lichniy-kabinet.info/navigator-dopolnitelnogo-obrazovaniya/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все личные кабинеты компаний и организаций России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: